Знает ли ребенок о профессии своих родителей?
Воспитатель старшей группы спросил у ребят, знают ли они, где и кем работают их родители. Это послужило поводом для интересного разговора между детьми:
– Мой папа большой и сильный, он грузчиком работает! А твой папа тоже грузчик? Я его видела.
– Нет, его папа рабочий: он всегда в рабочей одежде за Игорем заходит.
– Он временно рабочий. Скоро он начальником будет.
– А мой папа шофер. Он в автобусе людей возит. Трудная у него работа: на каждую остановку надо вовремя приехать, а то люди опоздают и на работу, и по своим разным делам; надо знать хорошо город, а то не в ту сторону увезешь пассажиров, знать и объявлять остановки... Еще он объясняет пассажирам, где им лучше выйти. Водителю надо все время следить за
транспортом! Он уходит на работу рано, когда мы все еще спим...
– Зато моя бабушка так работает, что вроде не работает: она лифтер. Сидит себе посиживает. Папа говорит: за что ей только деньги платят!
– А моя мама и вовсе не работает. Дома все убирается да обед готовит. Ну, в магазин ходит или на рынок. Стирает еще... А так – не работает.
Проанализируйте высказывания детей, о чем они свидетельствуют? (В каком из высказываний видно, что ребенок знает о профессии своих родителей и гордится их работой; плохо знает о профессии родителей; стесняется их профессии и т.п.) Как вы знакомите ребенка с вашей работой? (Приведите примеры высказывания ребенка о вашей работе или работе других членов семьи.)
Готов ли ребенок к участию в общественном труде?
Рядом с домом, где живут Сережа (5 лет) и Саша (6 лет), долгое время был пустырь. Но вот его стали обносить забором.
– Зачем? – спрашивают ребята.
– Наверное, здесь будут что-то строить, – сказал отец. – Понаблюдайте-ка сами, а обо всем новом, что появится там, будете мне рассказывать.
И вот сыновья каждый день из окна квартиры видят что-нибудь новое: засновали машины, ровняют площадку, завозят разные материалы, заработал подъемный кран, роют котлован... А потом стал быстро расти дом.
– Слаженно и дружно работают строители, – подчеркивает отец, чтобы привлечь детей к главному. – Вот присмотритесь...
С помощью отца ребята делают вывод: труд спорится, если все работают дружно. У каждого рабочего своя профессия – крановщик, сварщик, каменщик, все они – строители; дом строится быстро еще и потому, что на строительстве много «умных» машин.
Дети узнали названия машин – «самосвал», «подъемный кран», «землечерпалка»...
Наконец, вырос четырнадцатиэтажный дом. И началась вокруг него новая жизнь: новоселы, радостные и взволнованные, потянулись к подъездам на машинах, нагруженных вещами. Сережа и Саша по себе знают, какое это радостное событие! И вечером, когда в окнах нового дома зажигаются огни, они отмечают:
– Вот и в этом окне появился свет. Значит, и там уже поселились жильцы. А вчера их еще здесь не было!
А когда в дом въехали все жильцы, устроили субботник: сажали цветы, деревья, разбивали газоны. Сережа и Саша тоже принимали участие вместе со взрослыми, и им было приятно, что они трудились, как все.
Сколько полезного усвоено детским сознанием: субботник – это коллективный труд, когда необходимо быстро и хорошо сделать полезное и нужное для себя и для других; труд людей приносит людям радость («Теперь из нашего окна виден красивый дом и красивый сквер!» – говорят ребята)! И главное, что сделано руками ребенка, бережно им охраняется. С гордостью говорят Сережа и Саша друзьям и знакомым: «Это делали мы».
– Думаете, здесь всегда было так красиво? – спрашивал Саша. А Сережа добавлял:
– Догадайтесь, куда девался пустырь.
Наперебой рассказывали, как они трудились на субботнике. В их разговоре то и дело звучало «мы», «наше», «помогали», «трудились все вместе».
Проанализируйте приемы формирования у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых: в чем ценность непосредственных наблюдений детей за работой людей разных профессий? В чем педагогическая целесообразность участия маленького ребенка в общественно полезном труде? Считаете ли вы нужным привлекать ребенка к участию в субботниках?
Важно подчеркнуть:
Родине нужны люди деятельные – преобразователи, созидатели, хозяева. А.С.Макаренко считал: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен».