Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 комбинированного вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

"Первоклассные трудности"

 

 

 Отзвенел первый звонок, спрятана в шкаф парадная форма. Начинаются школьные будни. Первые учебные недели особенно сложны для вчерашних дошкольников. Ведь это только в песне легко: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». На самом же деле потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.

Приход в школу – это коренное изменение всего уклада жизни ребенка. Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конечно же, принципиально новый вид деятельности. Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу. И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.

 

Не торопите события!

О трудностях адаптации к школе слышали или читали многие родители. Но даже и такие все равно полагают, что этот процесс длится дней десять, ну максимум две недели.

А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело. И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтобы был дисциплинированным, внимательным, чтобы красиво писал, чтобы не уставал...

Прежде всего, хочется подчеркнуть: адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц.

Она длится, как минимум, два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители будут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.

Проблемы эти можно разделить на 2 группы:

    функциональное состояние и здоровье ребенка, фактически возможность физически выдержать школьные нагрузки;

    психологическая адаптация в новом коллективе сверстников, взаимодействие с учителем.

 

Выстоять в бурю

Первые 3-4 школьные недели в детском организме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменившиеся нагрузки. И практически все его системы – сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная – функционируют в экстремальном режиме.

Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда. Остальным же такую нагрузку выдержать очень сложно.

Часто болеющие дети быстро истощаются и утомляются. И для них сложен и первый урок, и второй. И третий. А на четвертом их уже просто нет. А если, не дай Бог, на пятом-шестом есть еще какой-нибудь «факультатив», на самом деле, обязательный для всех, то ребенок заниматься просто не сможет.

Непоседы. Это не обязательно дети с синдромом дефицита внимания. И если нет жестких требований, их активность может оставаться в пределах нормы. Но высидеть 4 урока такому ребенку тоже не под силу. Уже хотя бы потому, что сидеть в неподвижной позе в течение 45 (и даже 40) минут подряд и напряженно слушать – сложнейшая статическая нагрузка.

Медлительные дети. Им безумно сложно, потому что они медленно включаются в работу. Из-за того, что не успевают за темпом работы класса, они находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, по сути, ничего толком не сделав.

 

Психологические проблемы

Помимо физических нагрузок, первоклассник сталкивается и с проблемами психологической адаптации. Необходимо искать общий язык с новыми, незнакомыми сверстниками. Причем в школе, где гораздо больше, чем в детском саду, возможностей для спонтанных, не подконтрольных взрослым контактов между детьми, процесс этот может проходить довольно сложно и болезненно.

Кроме того, нужно выстроить отношения с учителем, приспособиться к темпу его речи, к звуку, к громкости. И, конечно, понять, каковы его требования и ожидания. Ведь к дошкольникам и дома, и в детском саду требования применяются подчас принципиально иные. Первоклассник же пока еще не очень хорошо понимает, как себя вести в разных ситуациях и нередко оказывается из-за этого в неловком, неуютном положении. Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой непросто. И потому буквально в первые недели ребенок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения. Все это – неврозоподобные расстройства, и они свидетельствуют о напряженности психологической адаптации.

 

Внимание: требуется помощь!

Что же могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новой жизни? Едва ли не самое важное – рациональный и жесткий режим.

    Вставать и ложиться в одно и то же время. Ночной сон должен составлять не менее 10 часов.

    Многим детям в первом классе необходим дневной сон. Если ребенок хочет после школы спать – очень хорошо, пусть.

    После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уроки. (В принципе, в первом классе их задавать не должны, но практика показывает, что задают практически повсеместно).

    После 18.00 – никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть возможность - погулять перед сном и вовремя лечь спать.

Обязательно обращайте внимание на любую жалобу – дети никогда не жалуются просто так.

Забудьте сакраментальный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Никогда не оценивайте ребенка по его успехам в школе. Исследования показывают: 80 % всех конфликтов, которые возникают с началом обучения, – это конфликты, связанные с неудовлетворительными оценками или поведением. То есть, получается, практически любого первоклашку каждый день есть за что отчитать, а вот за что похвалить – родители часто не находят.

А ведь при этом, чтобы у ребенка не пропало желание учиться, необходимы две составляющие: интерес и успешность. Но учитель может заинтересовать, а может не заинтересовать ребенка учебой, а вот родитель всегда может – и должен! – найти, за что поддержать и похвалить, посочувствовать, если не получается.

И, наконец, еще один, главный совет – не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школьные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи: не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать реальные пути решения.

Сложности домашнего воспитания

Если ребенок не ходит в детский сад, он привыкает общаться глаза в глаза с тем взрослым, который занимается с ним индивидуально (родители, бабушки, няни). Именно поэтому ребенку очень сложно работать с чужим взрослым, не понимая, как организована эта работа. Ведь учитель не смотрит в глаза каждому ученику. И нередко первоклассник жалуется: она меня не любит, она на меня не смотрит, не обращает внимания. Если подобные настроения возникают, нужно обязательно объяснить: учительница не может обращать на тебя внимание всегда, она обращается сразу ко всем детям, и это вовсе не значит, что именно тебя она не любит или недовольна тобой.

 

Академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО,

доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких.

Дата последнего обновления страницы 10.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»