Отзвенел первый звонок, спрятана в шкаф парадная форма. Начинаются школьные будни. Первые учебные недели особенно сложны для вчерашних дошкольников. Ведь это только в песне легко: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». На самом же деле потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.
Приход в школу – это коренное изменение всего уклада жизни ребенка. Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конечно же, принципиально новый вид деятельности. Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу. И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.
Не торопите события!
О трудностях адаптации к школе слышали или читали многие родители. Но даже и такие все равно полагают, что этот процесс длится дней десять, ну максимум две недели.
А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело. И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтобы был дисциплинированным, внимательным, чтобы красиво писал, чтобы не уставал...
Прежде всего, хочется подчеркнуть: адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц.
Она длится, как минимум, два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители будут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.
Проблемы эти можно разделить на 2 группы:
• функциональное состояние и здоровье ребенка, фактически возможность физически выдержать школьные нагрузки;
• психологическая адаптация в новом коллективе сверстников, взаимодействие с учителем.
Выстоять в бурю
Первые 3-4 школьные недели в детском организме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменившиеся нагрузки. И практически все его системы – сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная – функционируют в экстремальном режиме.
Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда. Остальным же такую нагрузку выдержать очень сложно.
Часто болеющие дети быстро истощаются и утомляются. И для них сложен и первый урок, и второй. И третий. А на четвертом их уже просто нет. А если, не дай Бог, на пятом-шестом есть еще какой-нибудь «факультатив», на самом деле, обязательный для всех, то ребенок заниматься просто не сможет.
Непоседы. Это не обязательно дети с синдромом дефицита внимания. И если нет жестких требований, их активность может оставаться в пределах нормы. Но высидеть 4 урока такому ребенку тоже не под силу. Уже хотя бы потому, что сидеть в неподвижной позе в течение 45 (и даже 40) минут подряд и напряженно слушать – сложнейшая статическая нагрузка.
Медлительные дети. Им безумно сложно, потому что они медленно включаются в работу. Из-за того, что не успевают за темпом работы класса, они находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, по сути, ничего толком не сделав.
Психологические проблемы
Помимо физических нагрузок, первоклассник сталкивается и с проблемами психологической адаптации. Необходимо искать общий язык с новыми, незнакомыми сверстниками. Причем в школе, где гораздо больше, чем в детском саду, возможностей для спонтанных, не подконтрольных взрослым контактов между детьми, процесс этот может проходить довольно сложно и болезненно.
Кроме того, нужно выстроить отношения с учителем, приспособиться к темпу его речи, к звуку, к громкости. И, конечно, понять, каковы его требования и ожидания. Ведь к дошкольникам и дома, и в детском саду требования применяются подчас принципиально иные. Первоклассник же пока еще не очень хорошо понимает, как себя вести в разных ситуациях и нередко оказывается из-за этого в неловком, неуютном положении. Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой непросто. И потому буквально в первые недели ребенок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения. Все это – неврозоподобные расстройства, и они свидетельствуют о напряженности психологической адаптации.
Внимание: требуется помощь!
Что же могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новой жизни? Едва ли не самое важное – рациональный и жесткий режим.
• Вставать и ложиться в одно и то же время. Ночной сон должен составлять не менее 10 часов.
• Многим детям в первом классе необходим дневной сон. Если ребенок хочет после школы спать – очень хорошо, пусть.
• После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уроки. (В принципе, в первом классе их задавать не должны, но практика показывает, что задают практически повсеместно).
• После 18.00 – никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть возможность - погулять перед сном и вовремя лечь спать.
Обязательно обращайте внимание на любую жалобу – дети никогда не жалуются просто так.
Забудьте сакраментальный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Никогда не оценивайте ребенка по его успехам в школе. Исследования показывают: 80 % всех конфликтов, которые возникают с началом обучения, – это конфликты, связанные с неудовлетворительными оценками или поведением. То есть, получается, практически любого первоклашку каждый день есть за что отчитать, а вот за что похвалить – родители часто не находят.
А ведь при этом, чтобы у ребенка не пропало желание учиться, необходимы две составляющие: интерес и успешность. Но учитель может заинтересовать, а может не заинтересовать ребенка учебой, а вот родитель всегда может – и должен! – найти, за что поддержать и похвалить, посочувствовать, если не получается.
И, наконец, еще один, главный совет – не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школьные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи: не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать реальные пути решения.
Сложности домашнего воспитания
Если ребенок не ходит в детский сад, он привыкает общаться глаза в глаза с тем взрослым, который занимается с ним индивидуально (родители, бабушки, няни). Именно поэтому ребенку очень сложно работать с чужим взрослым, не понимая, как организована эта работа. Ведь учитель не смотрит в глаза каждому ученику. И нередко первоклассник жалуется: она меня не любит, она на меня не смотрит, не обращает внимания. Если подобные настроения возникают, нужно обязательно объяснить: учительница не может обращать на тебя внимание всегда, она обращается сразу ко всем детям, и это вовсе не значит, что именно тебя она не любит или недовольна тобой.
Академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО,
доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких.