Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 комбинированного вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Скороговорки

 

 

«Роль скороговорок в развитии речи дошкольников»

 

 Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Для того, чтобы речь была понятной, разборчивой и интересной другим, необходимо заниматься с ребенком, проводить различные игры.

 Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним и интересным способом. «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они являются ценным материалом, поскольку играют большую роль в развитии речи ребенка.

 

 Как научить ребенка проговарить скороговорки.

 1. Взрослый произносит скороговорку медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо обратить внимание на произношение всех звуков (как гласных, так и согласных). Произношение должно быть правильным. Это важно, чтобы выучить скороговорку правильно.

 2. После того, как ребенок запомнил текст и может произносить его правильно, необходимо учиться проговаривать скороговорки шепотом. Ребенок четко и понятно должен произнести всю фразу. Работает только артикуляционный аппарат (без голоса, только губы, язык и зубы).

 3. Произнести всю фразу вслух, медленно. Не стоит торопиться, чтобы не допустить ошибок. Затем, можно потренироваться с интонацией произношения (произносить утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами).

 

 Для детей 4-5 лет:

 1. У осы не усы, не усищи, а усики. А у гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

 2. Суслик на солнце сушил сухари – Чиж проскакал, и исчезли они.

 3. Зажглась зеленая звезда. Запустят звездолет туда.

 4. Зазывает ветер, зевает, зевает. Засмеялись дети: зима засыпает.

 5. Звезду заметила коза, Но опустила вниз глаза. Известно, звезды не достать… Зачем козе о них мечтать.

 6. Смотрит Света сквозь стекло, Солнце светит всем светло.

 7. Две мартышки бежали вприпрыжку, Зажав под мышкой большие книжки.

 8. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.

 9. В дубе дятлово дупло, Дятлу в том дупле тепло.

 10. Роль лиры в мире мала, Тем лира мне и мила.

 11. Клара клала лук на полку, Кликнула к себе Николку.

 12. Тюлени надели парадные боты, Когда на неделе вернулись с работы.

 13. Пилит толстый ствол пила, Раскалилась добела.

 14. Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.

 15. Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да топалы оттопали.

 

 Для детей 6-7 лет:

 1. Боровик боровой В мох укрылся с головой.

 2. Брел бобер до бобрихи, Брела бобриха до бобра.

 3. Рыли рылом ров бобры, Были рылом предобры.

 4. Съел Валерик вареник, А Валюшка – ватрушку.

 5. Поведем Вениамина К медведям и пингвинам.

 6. Играл Егорка с Игорьком, Скатился с горки кувырком.

 7. Говорун говорил-говорил, Да не выговорил.

 8. Летела гагара над амбаром, А в амбаре сидела другая гагара.

 9. Дед Данила делил дыню, Дольку – Диме, дольку – Дине.

 10. Не руби дрова На траве двора.

 11. Еж, еж, где живешь? Еж, еж, что несешь?

 12. Медведь жил – не тужил да мед пил.

 13. Режет ежик ножом коржик.

 14. Глаза у Лизоньки, как у лисоньки.

 15. Лезут козы в грозу в лозу, Лозу козы в грозу грызут.

 

Дата последнего обновления страницы 13.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»